среда, 2 марта 2016 г.

Абсолютное большинство экономически активных граждан, ежедневно совершая покупки либо приобретая услуги, осознавая это либо нет, регулярно выступают в качестве потребителей. Изготовитель и продавец товара должны осуществлять свою коммерческую деятельность таким образом, чтобы исключить злонамеренное введение среднестатистического потребителя в заблуждение.  Неравенство потребителя усматривается в его психологической неподготовленности к неожиданным маркетинговым ходам и психологическим приемам изготовителей и продавцов товара.  
Рекламная и маркетинговая политика продавцов товаров и исполнителей услуг не раз приводила и приводит к заблуждению потребителя. В современной недобросовестной торговой практике на смену неточным весам и гирям пришли довольно изощренные психологические приемы.
В ситуации, когда потребитель сталкивается с нарушением своих прав, перед ним неизбежно встает выбор пути, который максимально быстро, эффективно, с минимальными издержками позволит ему восстановить справедливость в локальных масштабах. Одним из самых распространенных вариантов поведения в таких случаях является попытка потребителя самостоятельно отстоять свои права и законные интересы. Когда же отстоять свои права и интересы потребителю не удается, последний обращается за защитой в органы прокуратуры.
В подтверждение вышеизложенного, приведем примеры из жизни. В прокуратуру города Витебска обратилась гражданка В., одиноко проживающая пенсионерка. Последняя сообщила, что к ней в квартиру пришли молодые люди, которые уговорили ее установить систему очистки воды, она согласилась и за данную услугу заплатила 2 800 000 рублей, отдав все свои небольшие сбережения. Все произошло  очень быстро, молодые люди так убедительно ей все рассказали о пользе предлагаемой ими системе очистки воды, что пожилая женщина дала согласие на ее установку, не совсем понимая происходящее.  На следующий день женщина  посоветовалась с соседями, которым также предлагали данную услугу, но они отказались, в связи с отсутствием  у них необходимости в данной системе, и решила обратиться в фирму для расторжения договора оказания услуги по установке системы очистки воды и возвращения ей денежных средств, так как поняла, что установленная система очистки воды ей не нужна, да и деньги заплатила большие. Руководство фирмы ответило отказом, предложив женщине спорные вопросы решать в судебном порядке.
Однако пенсионерка настойчиво продолжала добиваться защиты своих прав и законных интересов, обращалась в различные инстанции, впоследствии узнала, что фирма больше не осуществляет свою деятельность. На все обращения получала ответы о необходимости решения спорного вопроса в суде.
Наверное, горе-продавцы пожалели пожилую женщину, так как  директор фирмы пришел к женщине, забрал систему очистки воды и написал ей расписку, что деньги вернет в срок, который указал в расписке.  Женщина стала ждать, прошло установленное время возврата, но на связь директор не выходил, деньги не возвращал. Так как  женщина осталась и без товара и без своих сбережений, то она решила прийти в прокуратуру города за помощью.
Бывший директор фирмы был приглашен в прокуратуру города, с ним проведена профилактическая беседа и в течение часа после посещения прокуратуры города последний вернул пенсионерке ее денежные средства, о чем и сообщила в прокуратуру города пожилая женщина, высказав сотрудникам прокуратуры свою благодарность.
Аналогичная ситуация произошла с пожилым мужчиной, 1925 года рождения, инвалидом, одиноко проживающим. Ему также установили систему очистки воды, на такси отвезли в банк, чтобы пенсионер мог снять деньги и оплатить услугу. А когда  мужчина понял, что необходимости в системе очистки воды нет, обратился в прокуратуру города. Принятыми мерами спорные вопросы между мужчиной и фирмой решены без судебного вмешательства. Денежные средства пенсионеру возвращены.
 Именно потому, что феноменом современного мира является потребительское общество, в котором в неравной борьбе сталкиваются потребитель, a priori являющийся слабой стороной в отношениях потребления, и производитель, обладающий рядом преимуществ и имеющий тенденцию злоупотреблять ими, потребителям необходима всемерная защита от многочисленных опасностей, подстерегающих их на рынке.
Механизм защиты прав потребителей занимает важное место в системе социальной и экономической политики Республики Беларусь. Защита прав и законных интересов граждан  также является одной из основных задач в деятельности прокуратуры города Витебска.


Старший помощник прокурора города Витебска

младший советник юстиции                                                      Л.Г. Мишанская

Комментариев нет:

Отправить комментарий