Абсолютное большинство экономически активных граждан,
ежедневно совершая покупки либо приобретая услуги, осознавая это либо нет,
регулярно выступают в качестве потребителей. Изготовитель и продавец товара
должны осуществлять свою коммерческую деятельность таким образом, чтобы исключить
злонамеренное введение среднестатистического потребителя в заблуждение. Неравенство потребителя усматривается в его
психологической неподготовленности к неожиданным маркетинговым ходам и
психологическим приемам изготовителей и продавцов товара.
Рекламная и маркетинговая политика продавцов товаров и
исполнителей услуг не раз приводила и приводит к заблуждению потребителя. В
современной недобросовестной торговой практике на смену неточным весам и гирям
пришли довольно изощренные психологические приемы.
В ситуации, когда потребитель сталкивается с
нарушением своих прав, перед ним неизбежно встает выбор пути, который
максимально быстро, эффективно, с минимальными издержками позволит ему
восстановить справедливость в локальных масштабах. Одним из самых
распространенных вариантов поведения в таких случаях является попытка
потребителя самостоятельно отстоять свои права и законные интересы. Когда же
отстоять свои права и интересы потребителю не удается, последний обращается за
защитой в органы прокуратуры.
В подтверждение вышеизложенного, приведем примеры из
жизни. В прокуратуру города Витебска обратилась гражданка В., одиноко
проживающая пенсионерка. Последняя сообщила, что к ней в квартиру пришли
молодые люди, которые уговорили ее установить систему очистки воды, она
согласилась и за данную услугу заплатила 2 800 000 рублей, отдав все свои
небольшие сбережения. Все произошло очень быстро, молодые люди так убедительно ей
все рассказали о пользе предлагаемой ими системе очистки воды, что пожилая
женщина дала согласие на ее установку, не совсем понимая происходящее. На следующий день женщина посоветовалась с соседями, которым также
предлагали данную услугу, но они отказались, в связи с отсутствием у них необходимости в данной системе, и решила
обратиться в фирму для расторжения договора оказания услуги по установке
системы очистки воды и возвращения ей денежных средств, так как поняла, что
установленная система очистки воды ей не нужна, да и деньги заплатила большие. Руководство
фирмы ответило отказом, предложив женщине спорные вопросы решать в судебном
порядке.
Однако пенсионерка настойчиво продолжала добиваться
защиты своих прав и законных интересов, обращалась в различные инстанции,
впоследствии узнала, что фирма больше не осуществляет свою деятельность. На все
обращения получала ответы о необходимости решения спорного вопроса в суде.
Наверное, горе-продавцы пожалели пожилую женщину, так
как директор фирмы пришел к женщине,
забрал систему очистки воды и написал ей расписку, что деньги вернет в срок, который
указал в расписке. Женщина стала ждать,
прошло установленное время возврата, но на связь директор не выходил, деньги не
возвращал. Так как женщина осталась и
без товара и без своих сбережений, то она решила прийти в прокуратуру города за
помощью.
Бывший директор фирмы был приглашен в прокуратуру
города, с ним проведена профилактическая беседа и в течение часа после
посещения прокуратуры города последний вернул пенсионерке ее денежные средства,
о чем и сообщила в прокуратуру города пожилая женщина, высказав сотрудникам
прокуратуры свою благодарность.
Аналогичная ситуация произошла с пожилым мужчиной,
1925 года рождения, инвалидом, одиноко проживающим. Ему также установили
систему очистки воды, на такси отвезли в банк, чтобы пенсионер мог снять деньги
и оплатить услугу. А когда мужчина
понял, что необходимости в системе очистки воды нет, обратился в прокуратуру
города. Принятыми мерами спорные вопросы между мужчиной и фирмой решены без
судебного вмешательства. Денежные средства пенсионеру возвращены.
Именно потому,
что феноменом современного мира является потребительское общество, в котором в
неравной борьбе сталкиваются потребитель, a priori являющийся слабой стороной в
отношениях потребления, и производитель, обладающий рядом преимуществ и имеющий
тенденцию злоупотреблять ими, потребителям необходима всемерная защита от
многочисленных опасностей, подстерегающих их на рынке.
Механизм защиты прав потребителей занимает важное
место в системе социальной и экономической политики Республики Беларусь. Защита
прав и законных интересов граждан также является
одной из основных задач в деятельности прокуратуры города Витебска.
Старший
помощник прокурора города Витебска
младший
советник юстиции Л.Г. Мишанская
Комментариев нет:
Отправить комментарий