вторник, 1 марта 2016 г.

Новый Закон Республики Беларусь "О борьбе с коррупцией", работа по противодействию коррупции в Витебском районе

С 24 января 2016 г. вступил в силу в новой редакции Закон Республики Беларусь "О борьбе с коррупцией". В нем (статья 43) предусмотрены обязанности и ответственность руководителей государственных органов, иных организаций за непринятие мер по борьбе с коррупцией.
В Законе претерпели  изменения  требования о декларировании  доходов и имущества, изменено содержание обязательств по соблюдению ограничений, которые установлены статьями 17-20.  На это следует обратить внимание, в особенности кадровых служб.
В частности, согласно Закону обязанность декларирования доходов и имущества возлагается на соответствующие категории лиц при поступлении на службу, назначении на определенные должности (статьи 29–30), обязанность ежегодного декларирования доходов и имущества возлагается на государственных должностных лиц, указанных в статьях 31 и 32 Закона, а также на их супругу (супруга), несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных (удочеренных), совершеннолетних близких родственников, совместно с ними проживающих и ведущих общее хозяйство.
Кроме того, частью двенадцатой статьи 31 и частью шестнадцатой статьи 32 Закона предусматривается, что при необходимости по мотивированному запросу государственных органов, иных организаций, должностных лиц, в которые (которым) ежегодно представляются декларации о доходах и имуществе, налоговыми органами истребуются декларации о доходах и имуществе от совершеннолетних близких родственников лиц, обязанных представлять декларации о доходах и имуществе, которые совместно с ними не проживают и (или) не ведут общее хозяйство, но не чаще одного раза в год.
Коррупция является одним из наиболее опасных видов правонарушений, посягающих на основы государственного строя. В связи с этим в Законе с целью обеспечения защиты общества, государства, конституционных прав и свобод человека от коррупционных проявлений предусматривается усиление ответственности государственных должностных лиц за несоблюдение ими антикоррупционного законодательства.
В частности, Законом устанавливается, что непредставление государственным должностным лицом уведомления о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, если ему было известно о возникновении конфликта интересов или о возможности его возникновения, является основанием для отказа в назначении государственного служащего на другую государственную должность либо для привлечения его к дисциплинарной ответственности, в том числе освобождения от занимаемой должности (увольнения) в порядке, установленном законодательными актами (часть пятая статьи 21); лица, совершившие тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо тяжкое или особо тяжкое преступление, сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий, не могут быть приняты на государственную службу (часть четвертая статьи 22); нарушение порядка приема лиц на государственную службу, выдача характеристик на работников, содержащих недостоверную информацию, являются грубым нарушением служебных (трудовых) обязанностей и влекут за собой привлечение руководителя к дисциплинарной ответственности, в том числе увольнение (статья 23); государственным служащим, совершившим в период прохождения государственной службы тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий, пенсии за выслугу лет, а также ежемесячное денежное содержание, предусмотренные соответствующими законодательными актами, не назначаются (не выплачиваются) (часть первая статьи 24).
В Законе определено новое понятие как общественный контроль в сфере борьбы с коррупцией (статья 46), который  осуществляется гражданами Республики Беларусь, организациями, в том числе общественными объединениями, в порядке, определенном законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

В Витебском районе уделяется серьезное внимание вопросу противодействия коррупции. Данная проблема регулярно рассматривается на проводимых совместных заседаниях Координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией  и Совета по координации деятельности правоохранительных органов при Витебском райисполкоме, разрабатываются организационно-практические мероприятия, обеспечивается взаимодействие контролирующих и правоохранительных органов, широко используются возможности оперативно-розыскной деятельности.
Всего прокуратурой Витебского района в 2015 году по вопросам исполнения антикоррупционного законодательства проведено 6 проверок, внесено 6 представлений, вынесено 1 предписание, принесено 7 протестов, 3 лица официально предупреждены о недопустимости нарушений антикоррупционного законодательства. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования 7 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, возбуждено 2 уголовных дела.
В 2015 году в Витебском районе  выявлено 17  коррупционных преступлений, в том числе 5 хищений путем злоупотребления служебными полномочиями (ст.210 Уголовного кодекса Республики Беларусь), 5 фактов злоупотребления властью или служебными полномочиями  (по ч.2 ст.424 УК), один - превышения власти и служебных полномочий (ч.3 ст.426 УК), один -  получения взятки (ч.2 ст.430 УК), пять – дачи взятки (ст.431 УК).
По органам, подверженным коррупционным проявлениям, исходя из выявленных преступлений, наиболее криминогенными явились Витебский филиал РУП"Белпочта" (четыре преступления по ст.210 УК в отношении одного лица), ГЛХУ "Витебский лесхоз" (пять преступлений по ч.2 ст.424 УК - все в отношении должностных лиц государственных лесохозяйственных учреждений по фактам умышленного вопреки интересам службы составления в отношении граждан протоколов об административных правонарушениях за нарушения в сфере охраны лесного хозяйства, которые фактически ими совершены не были). Так же, в истекшем году был привлечен к уголовной ответственности по  ч.1 ст.210 УК Республики Беларусь директор ГУО "Коптянская средняя школа Витебского района".
        
Из выявленных преступлений хотелось обратить внимание на уголовное дело в отношении одного из жителей Витебского района, который подстрекал граждан к даче взятки представителям органов исполнительной власти. С этой целью он получал не только деньги, но шампанское, конфеты, якобы для передачи указанным должностным лицам, при этом все имущество оставлял себе. Последний привлечен к уголовной ответственности не только за подстрекательство к даче взятки, но и за мошенничество.

При этом, следует отметить, что к ограничениям, устанавливаемым для государственных должностных и приравненных к ним лиц, относятся запрет принимать имущество (подарки), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получать другую выгоду для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей.
При нарушении данных требований вопрос может стоять не только о дисциплинарной, но и уголовной ответственности за получение взятки.
Прокурор Витебского района
старший советник юстиции                                                                     В.Г. Скрицкий

Помощник прокурора г.Витебска                                              О.В.Болоболова

Комментариев нет:

Отправить комментарий