четверг, 14 января 2016 г.

КОРРУПЦИИ НЕ БЫТЬ

КОРРУПЦИИ  НЕ БЫТЬ 

Коррупция является одним из ключевых факторов, сдерживающих развитие свободной рыночной экономики. Проникая в различные сферы жизнедеятельности общества, она искажает  экономическую политику и стратегию развития страны, ведет к хищению средств государственного бюджета и государственной собственности, нанося колоссальный урон обществу.
Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 09.11.2010 №575, эффективная борьба с коррупцией отнесена к приоритетным направлениям обеспечения безопасности государства.
В Республике Беларусь создана необходимая законодательная база по борьбе с коррупцией во всех сферах жизнедеятельности общества.
С января 2007 г. действует Закон Республики Беларусь «О борьбе  с коррупцией»  (далее - Закон), принятый 20.07.2006. С момента образования суверенного государства это третий Закон, регламентирующий вопросы борьбы с коррупцией. В Законе содержится определение понятия «коррупция» - умышленное использование должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним  возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества, иной выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должного или приравненного к нему лица путем предоставления имущества или другой выгоды для них или для третьих лиц с тем, чтобы эти должностные лица совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.
К государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, Законом отнесены органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности. При этом прокуратура является ответственной за организацию борьбы с коррупцией и координирует деятельность иных правоохранительных органов в данном направлении.
Кроме того, в статье 27 Закона предусмотрено, что руководители государственных органов и иных организаций в пределах своей компетенции обязаны принимать установленные законодательством меры, направленные на борьбу с коррупцией; привлекать лиц, совершившие правонарушения, создающие условия для коррупции, или коррупционные правонарушения, за которые предусмотрена дисциплинарная ответственность, к такой ответственности; информировать государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, о фактах совершения подчиненными работниками правонарушений, создающих условия для коррупции или коррупционных правонарушений.
Как показывает практика прокурорского надзора и работы правоохранительных органов, предпосылки для коррупционных проявлений в деятельности хозяйствующих субъектов создают отсутствие надлежащего учета товарно-материальных ценностей, изъяны в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины, непринятие необходимых мер по сохранности собственности.
В ходе надзорной деятельности при проведении проверок как субъектов хозяйствования, так и государственных органов, принимались меры по выявлению нарушений законодательства, направленного на борьбу с коррупцией, фактов несоблюдения ограничений, установленных законодательством о борьбе с коррупцией и о государственной службе, фактов предоставления субъектами хозяйствования недостоверной статистической отчетности, несвоевременного ее предоставления, а также фактов несоблюдения должностными лицами государственных органов и организаций законодательства о закупках. 
При проведении проверок особое внимание прокуратурой города Витебска обращено на выявление преступлений коррупционной направленности.
За 12 месяцев 2015 года прокуратурой города Витебска по результатам проверок организаций и предприятий города возбуждено 5 уголовных дел, из них 2 коррупционной  направленности. 
По материалам проверок прокуратуры города Витебска и Витебского городского отдела Следственного комитета Республики Беларусь возбуждено два уголовных дела в отношении должностного лица ОАО «КИМ» по фактам отгрузок сотрудниками предприятия продукции в адрес иных субъектов.
По итогам расследования уголовное дело направлено в суд. Приговором суда Первомайского района г. Витебска, постановленным в ноябре 2015 г., указанное лицо осуждено по ст.428 УК Республики Беларусь (Служебная халатность). Судом назначено наказание в виде лишения свободы на срок 2 года с лишением права занимать должности, связанные с организацией, учетом и контролем исполнения договоров в сфере внешнеэкономической деятельности сроком на 5 лет. С учетом личности осужденного в отношении него применена отсрочка исполнения наказаний.
Прокуратурой города в ходе осуществления надзора за исполнением антикоррупционного законодательства в 2015 году проведено 10 проверок, по результатам проведения которых внесено  11 представлений, вынесено 10 предписаний, объявлено 44 официальных предупреждений о недопустимости нарушений  закона, к дисциплинарной ответственности привлечены 22 человека. 
          В целях повышения результативности проводимых проверок прокуратурой города организовано регулярное поступление информации о фактах коррупционных проявлений из территориальных правоохранительных, контролирующих органов, комиссий по противодействию коррупции, от руководителей государственных организаций и иных субъектов.
На протяжении 2015 года в ходе надзорной деятельности прокуратурой города Витебска изучались материалы проверок о коррупционных проявлениях, регистрируемых в органах внутренних дел, по результатам изучения которых также принимались меры прокурорского реагирования в отношении лиц, допустивших нарушения антикоррупционного законодательства.
           Так, прокуратурой города Витебска в ходе изучения законности   принятого решения по материалу проверки коррупционной направленности  установлено, что заведующий хозяйством одного из государственных учреждений города Витебска, являясь должностным лицом, из корыстных побуждений, используя свои должностные полномочия, предоставлял заведомо ложные сведения заместителю директора о фактически отработанном времени иным работником этой организации, который являлся его родственником.
         По указанию завхоза работу за родственника периодически выполняли иные сотрудники, а также иные родственники. Однако долго так продолжаться не могло, и завхоз в подтверждение факта хищения денежных средств явилась с повинной в органы милиции.
В соответствии с абзацем 4 части 1 статьи 20 Закона правонарушениями, создающими условия для коррупции, являются: использование государственным  или приравненным к нему лицом служебного положения при решении  вопросов, затрагивающих его личные, групповые и иные внеслужебные интересы, если это не связано со служебной деятельностью.


В соответствии со ст.ст.1,16 Закона, государственные должностные лица- лица, постоянно или временно занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и негосударственных организациях, в уставном фонде которых доля государственной собственности составляет не менее 50%, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей в личных и иных внеслужебных интересах, дают обязательство по соблюдению ограничений, установленных статьей 17 названного Закона, и ставятся в известность о правовых последствиях неисполнения такого обязательства.
Закон обязывает лиц, давших письменные обязательства по недопущению коррупции, соблюдать указанные ограничения. Не подписание  либо нарушение письменного обязательства по соблюдению ограничений антикоррупционного законодательства влечет за собой освобождение от занимаемой должности (п.5 ст.47 Трудового кодекса).
Гражданин Бураков (данные изменены), занимая должность преподавателя в одном из учреждений образования, и являясь должностным лицом, уполномоченным на совершение юридически значимых действий, за благоприятное решение вопроса о получении положительных оценок на экзамене, неоднократно принимал для себя от студентов в качестве взяток продукты питания, а также водку.
Бураков был задержан прямо в аудитории, в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, уголовное дело направлено в суд.
Безусловное устранение причин и условий, способствующих проявлениям коррупции, а также предпосылок к этому является первостепенной задачей не только правоохранительных органов, но и руководителей различного уровня.
Выявляемые факты совершения коррупционных правонарушений и преступлений свидетельствуют в том числе о недостатках в работе организаций по подбору и расстановке кадров.
Вопросы борьбы с коррупцией продолжают носить актуальный характер и требуют принятия решительных мер по своевременному предупреждению, выявлению и пресечению коррупционных проявлений, устранению причин и условий, им способствующих.
Работа по предупреждению проявлений коррупции является социально эффективной тогда, когда она носит системный характер, объединяет усилия всех антикоррупционных государственных и общественных структур и в качестве ее цели рассматривается создание в обществе атмосферы нетерпимости к фактам коррупции.
Одновременно прокуратура информирует, что в случае, если Вам стали известны факты совершения должностными лицами коррупционных правонарушений Вы можете обратиться как в органы милиции, так и информировать прокуратуру города, в том числе на личном приеме дежурного прокурора либо по телефону 42-59-76.

Старший помощник прокурора г.Витебска
младший советник юстиции                                               Ю.Н. Лазаренко

Помощник прокурора г.Витебска
юрист 2 класса                                                                      П.В. Сухов



Комментариев нет:

Отправить комментарий