В современном мире
вопрос противодействия торговле людьми стоит очень остро. Государственная
политика в данной сфере должна предусматривать кардинальные меры.
Следует отметить, что Беларусь идет в авангарде борьбы с торговлей людьми:
09.03.2005 был подписан Декрет
Президента Республики Беларусь N 3 "О некоторых мерах по противодействию
торговле людьми", 08.08.2005 вышел Указ Главы
государства N 352 "О предотвращении последствий торговли людьми". В
настоящее время принят и действует Закон Республики Беларусь «О противодействии
торговле людьми» от 7 января 2012 г. N 350-З (далее –Закон), в целях реализации
которого разработан ряд государственных
программ.
В борьбе с торговлей людьми Закон
задействует возможности различных государственных органов. В пределах своей
компетенции все министерства и ведомства должны принимать меры по выявлению и
устранению причин и условий, способствующих торговле людьми.
Прокуратурой города была проведена проверка соблюдения требований
законодательства, направленного на предупреждение торговли людьми и связанных с ней
преступлений в сфере образования.
Так, п.п. 1.1.
ст.17 Закона установлен запрет в
отношении лиц, ранее совершивших преступления против половой неприкосновенности
или половой свободы, преступления, предусмотренные статьями 172,
173,
181,
181-1,
182,
187,
343
и 343-1
Уголовного кодекса Республики Беларусь, на занятие должностей, связанных с
осуществлением педагогической деятельности, выполнение воспитательных функций в
отношении детей, а также на занятие других должностей, профессий, связанных с
постоянной работой с детьми, перечень
которых утверждается Советом Министров Республики Беларусь.
Прокуратурой города установлено, что при приеме на
работу вышеперечисленных лиц в отделах образования, спорта и туризма администраций Первомайского, Октябрьского и
Железнодорожного районов г.Витебска сведения о совершенных преступлениях не
выясняются.
Отделами образования не налажена системная работа по
обмену информацией с органами внутренних дел о наличии судимостей у граждан,
принимаемых на работу, а также о фактах совершения лицами, осуществляющими
педагогическую деятельность, преступлений против половой неприкосновенности или
половой свободы.
Нарушение данного запрета может способствовать
совершению противоправных действий в отношении учащихся, несет явную угрозу
причинения несовершеннолетним психологических и физических травм, что
недопустимо.
Основная цель профилактической работы с учащимися -
повышение их информированности о реальной обстановке в сфере торговле людьми, о
жестокости любых форм эксплуатации и ее последствиях для потерпевших. На
учреждения образования возложена функция ознакомления с правилами
безопасного выезда и пребывания за
границей.
Анализируя
особенности организации профилактической работы с учащимися по
предупреждению торговли людьми, прокуратурой города установлено, что данная
работа проводится недостаточно, односторонне и в большей степени имеет
формальный характер.
Согласно п.п. 1.2. ст.
17 Закона предусмотрена необходимость включения в планы воспитательной работы
учреждений образования мероприятий по предупреждению торговли людьми и
связанных с ней преступлений.
В ходе проверки установлено, что в нарушение указанных
требований в планы воспитательной работы ГУО «Средняя
школа № 38 г.Витебска» и ГУО «Средняя школа № 34 г.Витебска» такие мероприятия
не включены.
В план работы по противодействию торговли людьми в ГУО
«Средняя школа №3 г. Витебска» включены вопросы, утратившие свою актуальность.
Вызывает критические замечания планирование работы в данном направлении в ГУО
«Средняя школа №8 г. Витебска», «Средняя школа № 11 г. Витебска», «Гимназии №1
г. Витебска».
Указанные
недостатки и упущения продиктованы в первую очередь отсутствием надлежащей
методической, практической помощи учреждениям образования в организации работы
по противодействию торговле людьми со стороны отделов образования. Отсутствует
должный контроль за планированием работы и ходом осуществления мероприятий.
Прокуратурой города в целях устранения
выявленных нарушений Закона и организации надлежащей профилактической работы по
противодействию торговле людьми и связанных с ней преступлений начальнику
отдела образования, спорта и туризма
Витебского горисполкома внесено представление об устранении нарушений законодательства, направленного на
противодействие торговле людьми.
Помощник прокурора г.Витебска
юрист 3 класса
О.В. Лемнёва
Комментариев нет:
Отправить комментарий