вторник, 17 марта 2015 г.

Особенности рассмотрения обращений граждан и юридических лиц по вопросам деятельности органов принудительного исполнения.


Особенности рассмотрения обращений граждан и юридических лиц по вопросам деятельности органов принудительного исполнения.

В настоящее время вопросам, связанным с рассмотрением и разрешением  обращений граждан уделяется достаточно большое внимание всеми государственными органами,  должностными лицами, в особенности это касается, обеспечения соблюдения всех требований нормативно- правовых актов, определяющих: порядок, компетенцию, определенную процедуру установленного законом порядка рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, а так же соблюдения уполномоченными должностными лицами сроков их рассмотрения, оценка качества проведенной проверки всех требований и доводов, изложенных в обращении, принятие соответствующих по мер по ним.
В настоящее время обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических и физических лиц путем своевременного и полного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов имеет приоритетное значение для всех заинтересованных лиц. О важности указанных вопрос на сегодняшний день свидетельствует и количество поступающих обращений граждан и юридических лиц в различные  государственные органы, в том числе в органы  прокуратуры.
Так, анализ количества поступивших в текущем году, а так же в 2014 году в прокуратуру города Витебска обращений граждан по вопросам ненадлежащей работы органов принудительного исполнения, безрезультативности, неэффективности действий судебных исполнителей по обеспечению принудительного исполнения и взысканий с должников, свидетельствует об их постоянном росте, что подтверждает с одной стороны их значимость, а с другой стороны может свидетельствовать в определенной степени о наличии недостатков в работе соответствующих органов принудительного исполнения.
Следует отметить, что подача обращения в орган, не уполномоченный в соответствии с компетенцией, рассматривать и разрешать изложенные в нем вопросы затягивает в определенной степени действительное рассмотрения спорных вопросов, выполнение определенных действий и принятие соответствующих  решения уполномоченными органами.
Указом Президента Республики Беларусь 15 октября 2007 г № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан  и юридических лиц» установлено, что обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц независимо от того, в какой государственный орган или иную организацию они поступили, первоначально подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией в организациях, если вопросы, изложенные в обращениях, относятся к исключительной компетенции этих организаций.
В соответствии с п.14 Указа Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов» обжалование постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя осуществляется в вышестоящий орган принудительного исполнения (вышестоящему должностному лицу), а в случае несогласия с его решением - в суд по месту исполнения исполнительного документа. К указанным органам относятся отделы принудительного исполнения районов города, Управления принудительного исполнения Главного управления юстиции Витебского облисполкома, Главное управление юстиции Витебского областного исполнительного комитета.
Изложенный порядок рассмотрения обращений связан с тем, что непосредственно именно на органы управления юстиции возложены функции осуществления контроля  ведения исполнительных производств в отделах принудительного исполнения.
Руководствуясь указанными положения при поступлении письменных обращен граждан или юридических лиц,  содержащих  вопросы, относящиеся к исполнению судебных постановлений и иных исполнительных документов, либо совершения исполнительных действий, по результатам  анализа в характера изложенных в них нарушений, сведениях о лица их допустивших, причин их повлекших, прокурором принимается   решение  о направлении обращения (заявления) гражданина или юридического лица в адрес начальника отдела принудительного исполнения или начальнику Управления принудительного исполнения Главного управления юстиции Витебского облисполкома, по результатам в пятидневный срок соответствующе заявление  и все приложенные материалы направляются в соответствующий орган или должностному лицу с уведомлением об этом автора обращения. При этом, при принятии соответствующего решения о направлении обращения учитываются положения о том, что, не предусмотрено направление обращения на рассмотрение в соответствующий орган или должностному лицу, действия (бездействия) которых обжалуется.
Таким образом, ответственность за организацию рассмотрения и разрешения  обращений, направленных в указанном порядке, соблюдение сроков их рассмотрения, состояние делопроизводства  по ним в управлении и отделах принудительного исполнения города  возлагаются  на руководителей указанных органов. Безусловно, обращение считается разрешенным, если  рассмотрены все поставленные  в нем вопросы, приняты необходимые меры, дан исчерпывающий ответ заявителю, а так же разъяснен порядок обжалования. В соответствии с которым, в случае несогласия заявителя с результатам и полученным ответом, в дальнейшем может его обжаловать.
         Следует отметить, что, несмотря на изложенный порядок принятия прокурором решений о направления поступивших обращений граждан и юридических лиц по вопросами деятельности судебных исполнителей при совершении исполнительных действий и направленные в соответствующие  органы, прокуратурой города постоянно осуществляется надзор за исполнением судебных и иных постановлений в части имущественных взысканий, в частности, за соответствием нормам ГПК Республики Беларусь и инструкции по исполнительного производству действий судебного исполнителя посредством проведения проверок отделов принудительного исполнения и проверок по сообщения государственных органов и  организаций, либо физических лиц. Так, проверки показали, что судебными исполнителями принимаются определенные меры по принудительному исполнению судебных постановлений, однако имеют место отдельные нарушения, связанные с несоблюдением сроков проведения исполнительных действий, их неполнотой. В связи с чем, только за первый квартал 2015 года прокуратурой города в адрес начальников отделов принудительного исполнения районов города внесено 3 представления об устранении  нарушений норм  гражданско-процессуального законодательства.

Помощник прокурора города Витебска
 юрист 2 класса                                                 Александрович К.В.



Комментариев нет:

Отправить комментарий