понедельник, 5 февраля 2018 г.

Порядок обжалования через органы прокуратуры
постановления по делу об административном правонарушении

Прокурор в пределах компетенции, определенной ст. 2.15 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП), в рамках осуществления надзора за ведением административного процесса уполномочен опротестовывать противоречащие законодательным актам постановления по делам об административных правонарушениях (далее - постановление).
В соответствии с ч. 1 ст. 11.12 ПИКоАП постановление вступает в законную силу по истечении срока на обжалование и опротестование.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.4 ПИКоАП жалоба на постановление может быть подана в течение 10 суток со дня получения лицом, в отношении которого ведется административный процесс, копии этого постановления. Если постановление было вынесено в присутствии названного лица, 10-дневный срок исчисляется со дня объявления ему постановления.
Статья 12.1 ПИКоАП определяет перечень лиц, которые могут обжаловать постановление по делу об административном правонарушении. При этом в ст. 12.1-1 ПИКоАП установлены обязательные требования к содержанию жалобы на постановление.
ПИКоАП устанавливает порядок обжалования как не вступивших, так и вступивших в законную силу постановлений.
Порядок обжалования не вступивших в законную силу постановлений определен в ст. 12.2 ПИКоАП. При этом ПИКоАП не предусматривает механизма подачи жалоб на такие постановления в органы прокуратуры.
Порядок обжалования вступивших в законную силу постановлений определен ст. 12.11 ПИКоАП.
Так, вступившее в законную силу постановление также может быть пересмотрено по жалобе лица, в отношении которого оно вынесено, потерпевшего, их представителей, защитника, если оно обжаловалось до вступления его в законную силу, либо по протесту прокурора.
Таким образом, после вступления постановления в законную силу возможны два варианта дальнейшего обжалования.
Первый заключается в том, что жалоба на вступившее в законную силу постановление подается в уполномоченный орган в соответствии со ст. 12.11 ПИКоАП. В этом случае необходимым условием для подачи жалобы является обжалование постановления до его вступления в законную силу.
Второй вариант - обращение в прокуратуру с жалобой на соответствующее постановление, содержащей просьбу принести протест.
Необходимо обратить внимание заявителей, что органами прокуратуры, как правило, принимаются к рассмотрению жалобы на вступившие в законную силу постановления. При этом не имеет значения, обжаловалось ли постановление до его вступления в законную силу в указанном выше порядке.
Согласно ч. 3 ст. 12.11 ПИКоАП протест на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть подан в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу постановления. Указанный срок принесения протеста не считается пропущенным, если жалоба на вступившее в законную силу постановление подана прокурору до истечения шестимесячного срока.
Необходимым условием принятия прокурором к рассмотрению жалобы на вступившее в законную силу постановление является уплата государственной пошлины, что установлено подп. 1.4 п. 1 ст. 249 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК). При этом к жалобе необходимо приложить оригинал соответствующего платежного документа.
Согласно п. 7 приложения 17 к НК ставка государственной пошлины при рассмотрении жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях зависит от размера и вида административного взыскания.
Так, в случае наложения штрафа в размере менее 10 базовых величин (далее - БВ), государственная пошлина составляет 0,5 БВ; от 10 (включительно) до 100 БВ (включительно) - 2 БВ.; более 100 БВ - 3 БВ; в случае наложения иных административных взысканий - 1 БВ. С жалоб на иные постановления, не связанные с наложением взыскания, в том числе о прекращении дела об административном правонарушении, государственная пошлина составляет 1 БВ.
При этом имеет значение размер административного взыскания, выраженный в базовых величинах, а не в сумме в рублях, что имеет существенное значение при подаче жалобы после изменения размера базовой величины.
Например, в случае наложения административного взыскания в декабре 2017 г. в размере 10 БВ (что на тот момент составляло 230 рублей при базовой величине, равной 23 рублям) при подаче жалобы в январе 2018 г. размер государственной пошлины составит 2 БВ (49 рублей при базовой величине, равной 24,5 рублям с 01.01.2018) вне зависимости от того, что фактически сумма штрафа в 230 рублей составит менее 10 БВ при размере базовой величины, установленной на день подачи жалобы. Аналогичным образом необходимо руководствоваться при последующих изменениях размера базовой величины в пределах шестимесячного срока для обжалования постановления.
Таким образом, при обращении в прокуратуру с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении необходимо учесть следующее:
1) постановление должно вступить в законную силу;
2) факт того, что постановление до вступления в законную силу не обжаловалось в порядке ст. 12.2 ПИКоАП, не препятствует подаче жалобы в прокуратуру;
3) к жалобе необходимо приложить оригинал документа, подтверждающего уплату госпошлины;
4) в жалобе необходимо указать:
- должностное лицо, которому адресуется жалоба (соответствующий прокурор);
- данные лица, подающего жалобу (ФИО, место жительства или место пребывания, рекомендуется также номер телефона; наименование юридического лица и его место нахождения);
- процессуальное положение заявителя (в целях установления, обладает ли заявитель правом обжалования);
- реквизиты обжалуемого постановления (дата, номер, орган, вынесший постановление);
- доводы для отмены или изменения постановления;
5) жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, либо его представителем, из чего следует, что жалобы подаются в письменном виде. Электронные жалобы к рассмотрению не принимаются.
В случае несоответствия содержания вышеописанным требованиям жалоба не принимается к рассмотрению с направлением заявителю соответствующего разъяснения о необходимости устранения недостатков, при этом устанавливается срок для их устранения. В случае не устранения недостатков в установленный срок жалоба возвращается заявителю.
В ситуации, когда к жалобе не приложен оригинал документа, подтверждающего уплату госпошлины, жалоба также возвращается заявителю, за исключением случая, когда жалоба подана накануне истечения шестимесячного срока для обжалования (опротестования). В этой ситуации в целях надлежащей реализации прав заявителя ему устанавливается срок для оплаты госпошлины, в случае ее не уплаты в установленный срок жалоба возвращается заявителю, в случае уплаты – считается поданной.
При подаче жалобы лицом, не имеющим права обжалования, жалоба возвращается заявителю.

Помощник прокурора города Витебска

юрист 1 класса                                                                                                         П.В.Сухов

Комментариев нет:

Отправить комментарий