четверг, 15 июня 2017 г.

Проверка благонадежности контрагента

          В сложившихся на сегодняшний день финансово-экономических условиях функционирования субъектов хозяйствования всех форм собственности приоритетными задачами являются обеспечение поступления валютной выручки от каждой внешнеторговой операции, недопущение образования по ним просроченной и  безнадежной к взысканию дебиторской задолженности.
        Президентом Республики Беларусь поручено органам прокуратуры, Правительству, облисполкомам и горисполкомам обеспечить постоянный контроль за сокращением просроченной дебиторской задолженности перед организациями и возвратом в страну валютной выручки.
          Согласно информации Главного статистического управления по Витебской области по г. Витебску дебиторская задолженность организациям за поставленные товары (работы, услуги) по состоянию на 01.05.2017 составила 1 338 990 тыс. рублей, просроченная дебиторская задолженность выросла на 20 338 тыс. рублей с начала года и составила 516 413 тыс. рублей.
        За 5 месяцев 2017 г. прокуратурой города проведено 8 проверок, в ходе которых изучались вопросы своевременности расчетов хозяйствующих субъектов по договорам, состояние договорной и претензионно-исковой работы. По результатам проверок в адрес руководителей организаций внесено 8 представлений (ГП «ВСКГО», ОАО «Витебский мясокомбинат», ОАО «Витебские ковры», ЧПУП «МАРМОРЕАЛ», ОАО «Витебсклес», КТУП «Витебская городская заготовительная контора» и др.), к дисциплинарной ответственности привлечено 14 работников.
         Как показывают результаты проведенных прокуратурой города проверок, причинами образования просроченной дебиторской задолженности являются упущения в организации работы субъектов хозяйствования, ненадлежащее ведение договорной и претензионно-исковой работы, не проверка экономической надежности контрагентов, недостаточность мер по досудебному урегулированию проблемных вопросов и достижению соглашений о погашении задолженности.
        Исполнение договорных обязательств в части соблюдения и контролирования сроков предоставления третьего экземпляра заявления о ввозе товара, экспортированного с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, с отметкой налогового органа Российской Федерации, подтверждающего уплату НДС, зачастую осуществляется ненадлежащим образом, в связи с чем, белорусские предприятия вынуждены производить уплату налога на добавленную стоимость в бюджет Республики Беларусь за счет собственных средств, а затем взыскивать убытки в судебном порядке  
        Вместе с тем, в настоящее время законодательством созданы достаточные условия для субъектов хозяйствования, позволяющие им самостоятельно контролировать возможные последствия заключаемых сделок путем оперативного отслеживания рисков в деятельности контрагентов.
        На официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь – www.nalog.gov.by – в открытом доступе размещен реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере, где каждый субъект хозяйствования может оценить риски своих поставщиков и покупателей и предупредить совершение не соответствующих законодательству сделок.
       Указ Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» содержит норму предупредительного характера о принятии субъектами предпринимательства внутренних мер самоконтроля законности и правильности оформления совершаемых хозяйственных операций, а также представляет право плательщиков самостоятельно до назначения проверки производить доплату налоговых платежей по сделкам, оформленных не имеющими юридической силы документами.
      Кроме того, в целях предоставления максимальной информации о правовом статусе и финансово-хозяйственной деятельности плательщиков, налоговыми органами в пределах компетенции посредством официального интернет-сайта МНС Республики Беларусь также размещаются сведения следующего характера:
    - координационные планы проверок;
    - сведения о субъектах хозяйствования, имеющие задолженность перед бюджетом:
    - электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции;
    - поиск в реестре коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере;
   - Единый государственный реестр сведений о банкротстве;
   - поиск заявления в базе данных МНС Республики Беларусь (ЕАЭС);
   - поиск заявлений в базе данных ФНС РФ (ЕАЭС);
 - перечень юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), исключенных из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием;
    - Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в Республике Беларусь участвовавших в процедурах государственных закупок;
 - Реестры недобросовестных поставщиков стран Евразийского экономического союза;
    - поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц. Юридические лица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица;
    - адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами;
     - сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке;
        - сведения о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в Единый государственный реестр юридических лиц, отсутствует;
      - сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года;
    - сведения о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц и др. информация.
При этом сведения, содержащиеся на указанном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, являются открытыми, общедоступными.
Следовательно, на стадии принятия решения, имея вышеуказанную информацию субъекты хозяйствования могут с большей достоверностью оценить риски заключения сделки, что позволит минимизировать возможность негативных финансовых последствий, которые могут возникнуть в результате злонамеренных действий недобросовестных контрагентов.
Прокуратура города Витебска предупреждает руководителей предприятий и организаций города о персональной ответственности за недостатки в ведении преддоговорной работы по изучению финансовой состоятельности и платежеспособности контрагентов, способствовавшие образованию просроченной дебиторской задолженности, а также за непринятие мер по снижению размера просроченной дебиторской задолженности, в том числе внешней просроченной дебиторской задолженности.

Старший помощник
прокурора г. Витебска                                                           Т.Н. Опалева

Комментариев нет:

Отправить комментарий