пятница, 12 июня 2015 г.

                                СВОБОДА В РАМКАХ ЗАКОНА  

Коррупция является одной из главных угроз нормальному функционированию общества и государства. Значительное внимание этому явлению уделяется Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в ежегодных Посланиях к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь.
 Важную роль имеют для всех государственных органов утверждаемые Президентом Республики Беларусь государственные программы по противодействию коррупции, предусматривающие комплекс конкретных организационно-правовых, социально-экономических и организационно-практических мероприятий.
Вместе с тем, среди многих руководителей и других должностных лиц сложилось предубеждение, что борьба с коррупцией является обязанностью преимущественно правоохранительных органов и сводится к выявлению ими коррупционных правонарушений и преступлений.
Однако, далеко не все коррупционные деяния относятся к преступным. Некоторые из них наказуемы только в дисциплинарном и (или) административном порядке. Кроме того, ряд правонарушений хотя и не являются коррупционными, но создают условия для коррупции и свидетельствуют о предрасположенности лиц, их совершивших, к коррупционным злоупотреблениям.
 При этом, в соответствии со ст. 27 Закона Республики Беларусь от 20.07.2006 № 165-З «О борьбе с коррупцией» руководители государственных органов и иных организаций в пределах своей компетенции обязаны принимать установленные настоящим законом и иными актами законодательства Республики Беларусь меры, направленные на борьбу с коррупцией, что как показывает практика, не всегда ими выполняется.    
  Так, прокуратурой города Витебска при проведении проверки были установлены нарушения законодательства о закупках в РУП «Витебский ДСК», что явилось следствием упущений со стороны генерального директора предприятия.
  В соответствии со ст. 20 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» нарушения порядка проведения конкурсов и аукционов, установленного законодательством Республики Беларусь, в том числе при осуществлении закупок, отнесены к категории правонарушений, создающих условия для коррупции.
 Результаты проверки указали на формальное отношение конкурсной комиссии к выполнению своих обязанностей, в связи с чем, прокурором города в адрес генерального директора РУП «Витебский ДСК» внесено представление, по результатам рассмотрения которого два работника предприятия привлечены к дисциплинарной ответственности.
Вместе с тем, одним из важнейших условий эффективного предупреждения коррупции в сфере закупок является установление такого порядка их осуществления, при котором риск раскрытия коррупционных злоупотреблений очень высок.
   В закупочный процесс должны вовлекаться только те лица, которые обладают необходимыми теоретическими и практическими познаниями в соответствующих вопросах закупок (планирование закупок, порядок проведения процедур закупок, определение технических и иных требований к предмету закупки, юридически правильное заключение договоров на закупки и др.), а также прошли специальную антикоррупционную подготовку на семинарах, лекциях, других обучающих и разъяснительных мероприятиях.             
Напоминаем, что руководители организаций несут персональную ответственность за организацию системы мер противодействия коррупционным правонарушениям и правонарушениям, создающим условия для коррупции, а также привлечение виновных лиц к дисциплинарной ответственности. Приниженный контроль за работой должностных лиц недопустимы и создают условия для коррупции.  
Согласно п. 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» обеспечение исполнительской и трудовой дисциплины считается одним из основных критериев оценки работы руководителей организаций любых форм собственности, что учитывается при аттестации руководителей или при продлении либо заключении контрактов на новый срок.
 Необеспечение исполнительской и трудовой дисциплины является грубым нарушением руководителем трудовых обязанностей, что влечет обязательное привлечение его к дисциплинарной ответственности (объявление замечания, выговора), вплоть до увольнения (п. 4 Декрета № 5, п. 1 ст. 47 Трудового кодекса Республики Беларусь).  
Опыт свидетельствует, чтобы не предпринимал законодатель, принимая все новые и новые акты законодательства, а правоохранительные органы совершенствовали свое умение применять их, все равно этого недостаточно. Необходимо менять стереотипы поведения работников и руководителей.

Помощник прокурора
города Витебска                                                                                     
юрист 2 класса                                                                                     Т.Н. Опалева


Комментариев нет:

Отправить комментарий