СВОБОДА В РАМКАХ ЗАКОНА
Коррупция является
одной из главных угроз нормальному функционированию общества и государства.
Значительное внимание этому явлению уделяется Президентом Республики Беларусь
А.Г.Лукашенко в ежегодных Посланиях к белорусскому народу и Национальному
собранию Республики Беларусь.
Важную роль имеют для всех государственных
органов утверждаемые Президентом Республики Беларусь государственные программы
по противодействию коррупции, предусматривающие комплекс конкретных
организационно-правовых, социально-экономических и организационно-практических
мероприятий.
Вместе с тем, среди
многих руководителей и других должностных лиц сложилось предубеждение, что
борьба с коррупцией является обязанностью преимущественно правоохранительных
органов и сводится к выявлению ими коррупционных правонарушений и преступлений.
Однако, далеко не все
коррупционные деяния относятся к преступным. Некоторые из них наказуемы только
в дисциплинарном и (или) административном порядке. Кроме того, ряд
правонарушений хотя и не являются коррупционными, но создают условия для
коррупции и свидетельствуют о предрасположенности лиц, их совершивших, к
коррупционным злоупотреблениям.
При этом, в соответствии со ст. 27
Закона Республики Беларусь от 20.07.2006 № 165-З «О борьбе с коррупцией»
руководители государственных органов и иных организаций в пределах своей
компетенции обязаны принимать установленные настоящим законом и иными актами
законодательства Республики Беларусь меры, направленные на борьбу с коррупцией,
что как показывает практика, не всегда ими выполняется.
Так, прокуратурой
города Витебска при проведении проверки были установлены нарушения законодательства о закупках в РУП
«Витебский ДСК», что явилось следствием упущений со стороны генерального
директора предприятия.
В соответствии со ст. 20 Закона Республики
Беларусь «О борьбе с коррупцией» нарушения порядка проведения конкурсов и
аукционов, установленного законодательством Республики Беларусь, в том числе
при осуществлении закупок, отнесены к категории правонарушений, создающих
условия для коррупции.
Результаты проверки указали на формальное
отношение конкурсной комиссии к выполнению своих обязанностей, в связи с чем,
прокурором города в адрес генерального директора РУП «Витебский ДСК» внесено
представление, по результатам рассмотрения которого два работника предприятия
привлечены к дисциплинарной ответственности.
Вместе с тем, одним из
важнейших условий эффективного предупреждения коррупции в сфере закупок
является установление такого порядка их осуществления, при котором риск
раскрытия коррупционных злоупотреблений очень высок.
В закупочный процесс должны вовлекаться
только те лица, которые обладают необходимыми теоретическими и практическими
познаниями в соответствующих вопросах закупок (планирование закупок, порядок
проведения процедур закупок, определение технических и иных требований к
предмету закупки, юридически правильное заключение договоров на закупки и др.),
а также прошли специальную антикоррупционную подготовку на семинарах, лекциях,
других обучающих и разъяснительных мероприятиях.
Напоминаем, что руководители
организаций несут персональную ответственность за организацию системы мер
противодействия коррупционным правонарушениям и правонарушениям, создающим
условия для коррупции, а также привлечение виновных лиц к дисциплинарной
ответственности. Приниженный контроль за работой должностных лиц недопустимы и
создают условия для коррупции.
Согласно п. 1 Декрета
Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к
руководящим кадрам и работникам организаций» обеспечение исполнительской и
трудовой дисциплины считается одним из основных критериев оценки работы
руководителей организаций любых форм собственности, что учитывается при
аттестации руководителей или при продлении либо заключении контрактов на новый
срок.
Необеспечение
исполнительской и трудовой дисциплины является грубым нарушением руководителем
трудовых обязанностей, что влечет обязательное привлечение его к дисциплинарной
ответственности (объявление замечания, выговора), вплоть до увольнения (п. 4
Декрета № 5, п. 1 ст. 47 Трудового кодекса Республики Беларусь).
Опыт свидетельствует,
чтобы не предпринимал законодатель, принимая все новые и новые акты
законодательства, а правоохранительные органы совершенствовали свое умение
применять их, все равно этого недостаточно. Необходимо менять стереотипы
поведения работников и руководителей.
Помощник прокурора
города Витебска
юрист 2 класса Т.Н. Опалева
Комментариев нет:
Отправить комментарий